«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?..»

8 мая 2011, 20:57


Это — мой дед. Фотография 1943 года, с подписью на обороте, датированной 1946 годом.

Я вряд ли обратил бы на нее внимание, если бы она попалась мне на глаза: ну, дед; ну, с танком... О том, что дед был военным инженером, специализирующимся на бронетехнике, я знал, а деталями как-то не приходило в голову поинтересоваться.

Мое внимание к этой фотографии привлекла моя мама. Вот вкратце история, которую она мне рассказала.

Деда направили преподавать в танковое училище, эвакуированное во время войны в тыл (на Волгу, в город Сызрань). В 1942 году ситуация с бронетехникой на фронте была тяжелейшей, танков отчаянно не хватало, и позволить себе роскошь поставить в танковое училище настоящий танк в качестве наглядного пособия Генштаб не мог.

Перед преподавательским составом училища стояла задача в кратчайшие сроки по ускоренной программе (3 месяца) готовить танкистов для фронта, не имея даже учебного пособия. И тогда мой дед вместе со своим курсантом изготовил разборный деревянный макет танка (вернее, самоходной артиллерийской установки — если правильно понимаю, это СУ-76) — тот, с которым дед снят на фотографии.

Пожалуйста, не проскальзывайте по строчкам взглядом — остановитесь и задумайтесь: насколько подробным должен был быть разборный макет, чтобы по нему можно было готовить механиков-водителей, способных эффективно действовать в боевых условиях?

В этой модели танка разбиралось все вплоть до двигателя. Это было сделано вечерами, подручным инструментом (станки с ЧПУ появились гораздо позже, если кто не в курсе).

Хотя мой дед ушел в отставку в звании подполковника, в душе он не был военным — он был инженером. И глядя на эту фотографию, я думаю о том высочайшем инженерном профессионализме и той увлеченности, которые стоят за этой историей. Причем это дважды профессионализм: для решения такой задачи нужно было иметь великолепную теоретическую подготовку и уметь работать руками — поразительный сплав знаний и навыков. И, конечно, увлеченность — любовь к своему делу.

Многие ли сегодняшние инженеры способны продемонстрировать такие качества?
Поделиться
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter